МК в Воронеже,
3 августа 2016 г.
Госдума придумала новые препоны для автоюристов и автомобилистов
1013 просмотров
Борьба с так называемыми автоюристами набирает обороты. Накануне окончания своей ударной законотворческой пятилетки свою лепту в укрепление позиции страховщиков внесли депутаты Госдумы. Около десятка статей закона об ОСАГО были в очередной раз уточнены, перекроены и дополнены. Центробанк выразил радужную надежду, что эти меры помогут, наконец-то, навести порядок на рынке автогражданки.
Машину к осмотру!
Итак, главное. С 4 июля страховщики получили право вернуть потерпевшему заявление о выплате без рассмотрения в случае, если поврежденный автомобиль не будет представлен к осмотру в согласованную со страховой компанией дату. Результаты организованной самостоятельно, до подачи заявления, независимой экспертизы в расчет также приниматься не будут. Однако закон дает потерпевшему право на повторное обращение. Сроки осуществления страховой выплаты при этом будут исчисляться со дня повторного представления документов.
Положение об обязательном предъявлении к осмотру поврежденного имущества было и в прежней редакции закона, однако в ней не было предусмотрено никаких санкций к автомобилисту за несоблюдение этого порядка. Отказ в выплате при таких обстоятельствах суды признавали незаконным, чем и пользовались недобросовестные автоюристы.
До последнего времени они практиковали заключение договора с потерпевшим прямо на месте ДТП. Причем условия договора зачастую были кабальными для потерпевших: юристы имели право забирать себе все судебные издержки, неустойки и штрафы. Но кто у нас читает бумаги перед подписанием?
Затем автоюристы делали самостоятельную оценку стоимости поврежденного имущества, причем стоимость ее проведения бессовестно завышалась до 10-15 тыс. руб. вместо общепринятых 5-7 тыс. руб. Документы об убытке отправлялись страховщику по почте. К этому моменту ремонт машины уже завершался, поэтому страховая компания лишалась возможности убедиться в объективности приведенных расчетов.
Если учесть, что представители автоюристов ходят по судам чуть ли не ежедневно и не менее чем с десятком исков одновременно, то нетрудно представить, что суммы на счетах этих контор крутятся немалые. В 2015 году по оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА) они отсудили у страховых компаний около 10 млрд руб. С начала 2016 года уже и Центробанк начал собирать информацию о размерах судебных выплат. По итогам I квартала четверть всех выплат по ОСАГО пришлась на судебные иски – 8,7 млрд. руб.
И вот теперь вроде бы все стало на свои места: «сначала стулья, а потом деньги». Причем деньги в основной своей массе должны будут получать потерпевшие автомобилисты, а не ушлые юристы.
В целях сокращения числа судебных тяжб о несогласии потерпевшего с размером страховой выплаты увеличен срок рассмотрения страховщиком досудебной претензии. Теперь он составляет десять дней вместо прежних пяти. У страховой компании будет время подумать – доплатить или идти в суд.
Данные поправки в закон об ОСАГО, по мнению страховщиков, ограничат возможности автоюристов для манипуляций и ударят по их доходам. Как получится на практике – узнаем в ближайшее время.
Однако ряд экспертов остаются уверенными в том, что большинство проблем породили сами страховщики. Для их решения нужно было всего лишь честно платить по убыткам, а не взывать о помощи к Верховному суду и требовать бесконечной заточки законодательства под свои интересы.
Интернет – наше все
Не забыли депутаты и про автомобилистов. В принятой редакции закона в очередной раз расширен перечень оснований для подачи страховщиком регрессного требования к лицу, причинившему вред. На заре обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев в законе было 6 таких пунктов, теперь уже – 10.
Регресс – это возможность для страховщика вернуть обратно выплаченную потерпевшему сумму за счет виновника. Наиболее часто регрессные иски предъявлялись страховщиками к водителям, совершившим ДТП в состоянии алкогольного опьянения, без права на управление, а также не вписанным в полис.
Два года назад всех участников ДТП, оформивших его по «европротоколу» обязали в течение 5 дней отправлять экземпляр «Извещения о ДТП» своему страховщику. Ко всем виновным в ДТП, кто не знал или забыл это сделать, закон разрешил предъявлять регрессные иски. И страховые компании уже с удовольствием пользуются этой поправкой для наполнения своих счетов.
Теперь регрессные иски разрешили предъявлять и к тем страхователям, которые при покупке электронного полиса предоставят страховщику недостоверные сведения в целях необоснованного уменьшения стоимости страховки. При обнаружении обмана и наступлении страхового случая страховщик получит право предъявить к такому страхователю регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты. Взыскать с него сэкономленную часть стоимости полиса можно будет и без наступления страхового случая.
Кстати, после появления возможности приобретения полиса по Интернету в полный рост встала как раз обратная проблема: повальные ошибки самих страховщиков при введении в базу данных сведений о страхователе. То в названии улицы ошибутся, то цифру в водительском удостоверении исказят, а то и фамилию с именем исковеркают. Причем, сидя у компьютера, страхователю невозможно узнать, где в действительности «собака порылась». И вот когда автомобилист вводит свои достоверные данные, система ему попросту отказывает в получении электронного полиса!
Так вот вместо того, чтобы повысить спрос со страховщиков и заставить их вести неустанную кропотливую работу по актуализации баз данных, законотворцы предоставили им очередную возможность для отъема денег у населения.
А вообще идея страхования по Интернету, по сути, провалилась. Введенная год назад норма закона не обязывала страховщиков предоставлять такую услугу, а всего лишь давала право. Поначалу о готовности работать в новых условиях заявили несколько десятков страховых компаний, но до реального появления опции на сайте дошли единицы: «Росгосстрах», «ВСК», «Альфастрахование», «Ресо-Гарантия» и еще несколько компаний.
Однако бесконечные перебои в работе системы вперемешку с безответственными обещаниями руководителей все исправить «после дождичка в четверг» привели к тому, что новая статья оказалась мертворожденной. До сих пор доля полисов ОСАГО, приобретенных по Интернету, не превышает 1% от общего числа заключенных договоров. Притом, что на организацию этого процесса потрачены сотни миллионов рублей.
Огромный поток жалоб со всей страны заставил депутатов подкорректировать свою недавнюю новацию. С 1 января 2017 года каждый страховщик ОСАГО будет обязан обеспечить возможность заключения договора в виде электронного документа, если страхователь выразит такое желание.
Более того, в законе появилось уточнение о том, что страховщики «обязаны обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Ну а если все-таки не обеспечат? По всей видимости, над этим и многими другими наболевшими вопросами ОСАГО будет размышлять уже новый состав нашей Госдумы.
Николай КИСЕЛЕВ
Вся пресса за 3 августа 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Технологии, Страховое право, Выплаты
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
25 сентября 2025 г.

|
|
За рулем, 25 сентября 2025 г.
Благодаря этим рекомендациям полис каско будет вполне подъемным

|
|
За рулем, 25 сентября 2025 г.
Эти машины чаще всего разбивают «в тотал»

|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 25 сентября 2025 г.
Суд в Кузбассе взыскал ущерб с виновника ДТП в пользу страховой

|
|
Коммерсантъ-FM, 25 сентября 2025 г.
«Клиенты готовы переплачивать за скорость, качество и уверенность»

|
|
РИА Новости, 25 сентября 2025 г.
Аграрии Кубани застраховали в 2025 году более 1,1 млн гектаров посевов

|
24 сентября 2025 г.

|
|
Деловой Казахстан, 24 сентября 2025 г.
Новые поправки в страховании направлены на защиту прав казахстанцев

|
|
Коммерсантъ-Челябинск, 24 сентября 2025 г.
Экс-руководство не застраховалось от банкротства

|
|
ТАСС, 24 сентября 2025 г.
Мишустин: фонд ОМС выделит более 14,5 трлн рублей на медпомощь за три года

|
|
ТАСС, 24 сентября 2025 г.
ГД одобрила в I чтении увеличение тарифа на услуги оператора АИС страхования

|
|
РБК (RBC.ru), 24 сентября 2025 г.
Страховщики начали создавать продукты для беспилотного транспорта

|
|
Парламентская газета, 24 сентября 2025 г.
Тариф на услуги оператора автоматизированной системы страхования может вырасти

|
|
Интерфакс, 24 сентября 2025 г.
Попавшему в ДТП в Турции российскому туристу потребовалась операция

|
|
Парламентская газета, 24 сентября 2025 г.
За отсутствие ОСАГО дважды в день не оштрафуют

|
|
Южный Урал, Оренбург, 24 сентября 2025 г.
Страховые представители - ваши помощники в получении бесплатной медицинской помощи

|
|
Молодежь Бурятии, Улан-Удэ, 24 сентября 2025 г.
Лечение по полису

|
|
Аргументы и факты-Приморье, Владивосток, 24 сентября 2025 г.
«Горячая линия» ОМС: как это работает

|
|
Финмаркет, 24 сентября 2025 г.
Камеры будут фиксировать отсутствие ОСАГО, но штрафы будут выписываться не чаще раза в сутки - законопроект

|
 Остальные материалы за 24 сентября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|